Раз уж сама здесь столько насорила
еще один актуальный материальчик 2005 года...
Граф Монте-Кристо и его телеклоны
Популярность некоторых литературных сюжетов объяснить очень просто. Взять хотя бы роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». В основе его сюжета — месть. А это, как утверждают психологи, одно из самых лакомых блюд для человеческого воображения. Даже довольно миролюбивые натуры нет-нет да и поймают себя на мечтах об изощренной мести своим обидчикам. Поэтому история о благородном мстителе Монте-Кристо чаще всего возвращается на экран. Только за последний год наше ТВ дважды угостило зрителей вариациями на тему бессмертной книги Дюма, и на подходе еще одна версия.
Впрочем, киноманы со стажем прекрасно помнят двухсерийный французский фильм «Граф Монте-Кристо» 1953 года с Жаном Марэ в главной роли. Романтизм и мужество героя Дюма, помноженные на обаяние Марэ и его восхитительную пластику (дублеров актер не признавал и все трюки выполнял самостоятельно), принесли картине большую популярность. Даже во времена цензуры и довольно прохладного отношения к западному кино в СССР фильм не раз показывался в кинотеатрах и по телевидению.
Всего через семь лет появилась еще одна экранизация романа. Классик французского кино, режиссер Клод Отан-Лара отдал главную роль актеру Луи Журдену, которого критики поспешили назвать лучшим экранным графом Монте-Кристо.
Свою лепту внесли и вечные оппоненты французов — англичане, выдвинувшие в 1976 году свою киноверсию романа с рафинированным Ричардом Чемберленом в главной роли.
В 1987 году граф Монте-Кристо шагнул на российский экран. Правда, когда режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич после всеми любимых «Трех мушкетеров» снял двухсерийный фильм «Узник замка Иф», негодованию зрителей и критики не было предела. Мало того что роман был подвергнут слишком вольной трактовке, так еще и для роли графа был выбран Виктор Авилов, актер явно отрицательного обаяния. «Монте-Кристо должен быть красавцем, именно так описал его Дюма!» — возмущались противники фильма.
Юнгвальд-Хилькевич отважно бросился на борьбу со штампами: «всесоюзного мушкетера» Михаила Боярского он определил на роль мерзавца Фернана де Морсера, молодому Евгению Дворжецкому предложил сразу две роли — юного Эдмона Дантеса и Альбера, сына Мерседес. Игорь Скляр, до того пребывавший на экране в образе романтика и музыканта, сыграл пирата Луиджи Бендетто. Неожиданно проявил себя в роли аббата Фариа Алексей Петренко. А вот роль Мерседес стала дебютом в кино Анны Самохиной. Ее, выпускницу Ярославского театрального училища, разыскала в Ростове-на-Дону представитель Одесской киностудии. Актриса до сих пор называет эту работу самой любимой и считает, что Мерседес подарила ей удачу.
Конечно же, сериальный жанр не мог пройти мимо такого роскошного сюжета, как приключения графа-мстителя. И здесь первыми стали французы. В 1998 году режиссер Жози Дайян приступила на Мальте к съемкам мини-сериала (четыре серии по сто минут). Бюджет проекта составил 100 миллионов франков. Художники и бутафоры построили декорации в восьмидесяти различных точках острова. Трое консультантов по эпохе прибыли из Голландии, чтобы тщательно следить за всеми мелочами, попадающими в кадр. Средиземное море воссоздавалось в гигантском бассейне. Нужный эффект был достигнут при монтаже, когда добавили изображение настоящего шторма.
Главные роли Жози Дайян не колеблясь отдала Жерару Депардье и Орнелле Мути. Вот только как омолодить Депардье для роли юного Дантеса? И Дайян приняла простое решение, пригласив двадцатисемилетнего сына Депардье, Гийома. Тем более что за его плечами было уже около десятка картин. Таким же образом омолодили и Мерседес: ее сыграла двадцатитрехлетняя дочь Орнеллы Мути, Найке, похожая на мать как две капли воды.
Разумеется, авторы современных российских сериалов тоже не могли пройти мимо популярного сюжета. Но сколько можно экранизировать один и тот же роман? Интереснее трансформировать сюжет — пересадить на современную почву, поиграть аналогиями. Так, в восьмисерийном фильме Рамиза Фаталиева «Граф Крестовский» (2004) действие перенесено из XIX века в конец XX, из Марселя — в некий приморский городок России. Главного героя, которого сыграл Александр Балуев, поначалу зовут Эльбрус Тамаев, потом — граф Крестовский. Злоключения Тамаева начинаются с того, что его подставляет приятель-наркоделец. В тюрьме герой знакомится с Тито Шариа (прозрачный намек на аббата Фариа), который помогает ему бежать и открывает путь к несметным богатствам. Назвавшись Крестовским, герой начинает новую жизнь и даже баллотируется в областные губернаторы.
Неприступные казематы строились в Баку, в павильонах киностудии «Азербайджанфильм», и были настолько убедительными, что Александр Балуев потом признавался: «Сами стены будто давили. У меня было такое чувство, что я пропитался тюремным запахом». Для большей правдивости гримеры щедро наносили на актера толстый слой пыли, даже ногти актера были предметом неустанного внимания гримеров: перед каждым крупным планом их специально загрязняли.
При том, что пятнадцатисерийный детективный фильм режиссера Олега Фесенко поставлен по мотивам одноименного романа Георгия Вайнера «Умножающий печаль», сомнений не остается: Монте-Кристо снова с нами! На сей раз это Костя Бойко, в прошлом олимпийский чемпион, которого бывший друг упрятал за решетку и украл у него деньги, честь, любимую женщину... Благодетелем Кости—Кота стал современный мафиози Иванов. В благородной мести герою помогает немолодой толстый байкер с красной банданой на голове. В фильме дан опосредованный и очень тонкий намек на роман «Граф Монте-Кристо», точнее — на его автора: при выходе из тюрьмы Кот представляется «гасконским братцем Дартаньянцем».
Кроме Москвы и Подмосковья съемки сериала велись и во Франции. Там снимали внутренние интерьеры замка, где по сценарию живет российский олигарх. А для наружных съемок подходящий «замок» нашли в Химках — для местной больницы не пожалели краски и позолоты, и получилась вполне сносная «резиденция олигарха».
Сериал режиссера Дмитрия Светозарова «Фаворский» (стартует на канале НТВ) еще одна современная версия романа «Граф Монте-Кристо». Главный герой фильма Александр Богданов очень похож на юного Эдмона Дантеса, он тоже моряк, тоже романтичен и доверчив. Его также подставляет мнимый друг. Только попадает Саша не в замок Иф, а в застенки КГБ. В тюрьме его наставником становится мудрый Валленберг (Нодар Мгалоблишвили), который, как аббат Фариа в романе, становится учителем и спасителем героя. Все дальнейшее — побег, поиски сокровищ на острове Фавор, возвращение домой под чужим именем и, конечно же, месть обидчикам — соответствует фабуле знаменитого романа.
Любопытно, что главную роль в «Фаворском» исполнил петербургский актер Илья Шакунов, который сыграл и Костю Бойко в сериале «Умножающий печаль».
Не иначе есть в Илье нечто особенное, что заставляет режиссеров видеть в нем современного Монте-Кристо. В новом сериале Шакунову приходится переживать ряд перевоплощений: советский моряк Саша Богданов, польский эмигрант Кунцевич, загадочный Фаворский, священник отец Аникий.
Но ведь и в романе Дюма Монте-Кристо вынужден принимать разные обличья, а для актера такое изобилие ролей внутри одного сюжета не только нелегкое испытание, но и подарок — есть где разгуляться! К тому же актер утверждает, что сложны были не эти многочисленные перевоплощения, а съемки в холодном, ветреном Чумном форте на одном из островов Финского залива.
Съемки «Фаворского» происходили в Кронштадте, Петербурге, Крыму, на берегу Ладожского озера. В сцене затопления в море тела Валленберга на помощь пришла компьютерная графика. «Снимать такой эпизод в условиях реального осеннего моря мне представлялось авантюрой, поэтому мы работали в бассейне, который технически мог имитировать морское волнение. А потом наши компьютерщики дорисовали элементы морского пейзажа», — раскрывает секреты Дмитрий Светозаров. Режиссер признает, что киносъемки, как правило, заставляют спускаться с небес на землю. Нафантазировать в процессе подготовки можно все что угодно, но в рабочем процессе приходится то и дело идти на компромиссы, что-то меняя, отказываясь от прежних задумок. «В данном случае, — говорит Дмитрий Светозаров, — замысел не только не обеднел, а даже обогатился благодаря съемкам удивительной натуры и интерьеров».
Рая Мамина