Мобильник для Чарли Чаплина
Режиссер Шенгелия ворвался в банк
Режиссер Георгий Шенгелия заканчивает съемки нового фильма с рабочим названием «Флэш». Его предыдущий фильм – «Неуправляемый занос», о любви молодого парня и женщины-следователя, – собрал много наград на кинофестивалях. Шенгелия слывет мастером острых экранных интриг, всегда готовым предложить зрителям нечто неожиданное и увлекательное. В том, какое это непростое дело – снимать такое кино, убедилась корреспондент «Родной газеты».
Илья Шакунов и Евгений Стычкин
На часах было около 22.00, когда я беспрепятственно проникла в здание банка, где проходили съемки. В глаза ударил яркий свет и тотчас погас. Навстречу шел молодой мужчина с пистолетом в руках. Илья Шакунов, звезда сериала «Каменская»! Узнав актера, успокоилась. «Рацию дайте! – незнамо откуда долетел голос режиссера. – Никто не ходит под светом! Приготовились! Камера! Начали!»
Снова грохнув входной дверью, в офис влетел разъяренный Шакунов с пистолетом в руках и резко остановился. «Стоп! Еще дубль!»
– Георгий, что снимаем? – в паузе спрашиваю режиссера.
– Современную историю о молодых бизнесменах. Им по тридцать. Должен получиться драматический детектив с элементами триллера. Без мистики. Снимаем, как видите, в естественных интерьерах, что сложнее, но интереснее. Работаем по ночам, другого времени здесь не дают.
– А можно объяснить, что я сейчас видела?
– Эта сцена – завязка сюжета. Герой Шакунова Андрей врывается в офис, чтобы похитить Игоря, сетевого администратора, его играет Евгений Стычкин. Он, вы, наверное, знаете, прославился ролью Чарли Чаплина в спектакле Театра Луны «Чарли-ча». У нас он должен открыть флэш – карту с компроматом на корпорацию.
А вот и он сам! Пританцовывая, на съемочной площадке появляется Евгений Стычкин – в хорошем настроении, шутит. Заявляет, например, глядя на проходящего мимо режиссера: «Долго будут посторонние люди ходить по площадке?» Перед собственным «похищением» Евгений готов ответить на вопросы. Садится на офисную стойку в позе лотоса.
– Мой герой – холодный расчетливый человек, для которого карьера любой ценой – норма. Он наймит. Спасибо режиссеру, что дал мне возможность сыграть то, что прежде играть не приходилось. Это здорово. Трудность для меня в том, что по роли я компьютерный ас, а в жизни и с мобильником едва управляюсь.
Пока выставляют свет, режиссер с актерами «прогоняют» сцену.
– Илья, переложи пистолет в левую руку. Правой скинешь ноутбук. (Ассистентам.) Подстелите поролон! Если все готовы, начали! Илья, пошел!
Я посмотрела на часы. До закрытия метро оставалось пять минут.
– Георгий, напоследок главный вопрос. Женщина в фильме будет?
– Будет, конечно. Ее зовут Вика, она жена Андрея, она же председатель правления корпорации, она же актриса Катя Гусева.
Елена АВАКУМОВА
В деревню, к гребле, в глушь, к палаткам
Смотрим в словаре значение слова Flash (англ.) - проблеск, вспышка, одно мгновение, фальшивый, воровской; носитель информации. В принципе, все эти определения, так или иначе, отвечают сути фильма. Главного героя вдруг осеняет после череды определенных событий и ему приходится совершать в том числе и незаконные, воровские действия, возможно, обреченные на провал.
Если в советское время пределом мечтаний граждан нашей страны были квартира, машина, дача, то сейчас времена изменились, а рамки роста так и остались, трансформировавшись в костюмчик от Версаче, иномарку, жену-красавицу и пентхаус. Олигархом можешь ты не быть, но высокопоставленным клерком быть обязан. Вот и получается, что все основные герои фильма - это продукты своего времени, понимают они это или нет. Когда же понимают, происходит некий сбой в их сознании, человека осеняет, как главного героя Андрея (Илья Шакунов), недовольного своей жизнью, при полной упакованности названными атрибутами. Вот он и решает уехать жить в деревню, где проводил когда-то беззаботные студенческие годы с кострами, ухой, байдарками, где встретил свою жену. Как говорится: "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!". Но не всегда иллюзии, особенно связанные с ностальгическими воспоминаниями, совпадают с действительностью.
Жена Виктория (Екатерина Гусева) не разделяет ностальгических терзаний мужа и более чем увлечена карьерой в финансовой компании, ради нее она готова пожертвовать даже семьей и личным счастьем. На фоне семейных сцен, в порыве гнева, Андрей решает уехать в эту самую глушь с флэшкой, стоимостью в триста двадцать миллионов долларов, захватив в заложники администратора компании, Игоря (Евгений Стычкин). С этого момента, собственно, и разгорается погоня за флэшкой.
Весьма неожиданный в фильме актерский состав: злодеев и негодяев играют актеры со сложившимся амплуа положительных героев и наоборот, хороших и несчастных играют те, кто обычно играет маньяков, а актеры, обычно играющие простачков, здесь - циники. И это очень интересная режиссерская задумка. Интересен и, пожалуй, один из самых живых персонажей здесь - это герой Евгения Стычкина - перевертыш, а вот Екатерина Гусева не смогла справиться с ролью коварной женщины, плетущей тонкую интригу и уж тем более, железной леди, карьеристки. У нее здесь все та же розово-голубая героиня из "Бригады" . Возможно, это ошибка и режиссера в работе с актерами, но все актерские эмоции здесь грубо шиты белыми нитками: вот здесь Виктория курит одну сигарету за другой, значит, это типа она нервничает, переживает. А если кто не догадался, так один из героев еще несколько раз и скажет словно невзначай: "Что это вы, Виктория, закурили? Как переехали в пентхаус - бросили, а тут закурили...". Типа зритель тупой, а это мы повторим для тех, кто на танках. Но больше всех не справился с поставленной задачей Илья Шакунов, весь фильм проходивший с маньячной внешностью: красными глазами и блуждающим взглядом. Как-то не удалось ему вжиться в роль отчаявшегося хорошего парня, который решил в деревне пустить корни, увезти туда жену. "Не верю!" - хочется кричать в каждой сцене фильма. Кажется он вот-вот кого-нибудь, да зарежет. В "Блюзе опадающих листьев" он был куда убедительнее в роли маньяка. Возможно, он снимался параллельно в этих фильмах и просто не вышел из роли? Но это уже, простите, вопрос профессионализма.
В общем, хотели как лучше, а получилось, сами увидите что.
Ирина Штефанова
© ruskino.ru
Картина сегодняшнего дня
Мир у нас меняется прямо-таки не по дням, а по часам. Новомодные технические средства вошли в жизнь так прочно, что представить существование человечества без сотовых телефонов или компьютеров не получится, наверное, уже даже у писателей-фантастов. Понятное дело, что в кино без технической революции тоже не обошлось. Но если раньше всякие инновационные штучки появлялись в основном в шпионских боевиках по большей части голливудского происхождения, то теперь и русские кинематографисты решили себе на ниве технического прогресса участочек застолбить
"Флэш.ка" - это кино, где микрочип с записанной на нем информацией становится практически главным действующим лицом. Во всяком случае, самым дорогим уж точно - еще бы 320 млн долларов стоит! Но обо всем по порядку.
Главный герой Андрей (Илья Шакунов) - счастливый обладатель пентхауса, красавицы-жены, отличной работы и не менее отличных рогов, которые ему эта самая красавица-жена и наставляет. Следует отметить, что Виктория (Екатерина Гусева) по совместительству еще и начальница Андрея, а значит и изменяет она исключительно с важными и нужными для компании людьми. Андрей, однако, оказывается человеком несознательным и чувства ставит выше дела. Застав женушку с очередным Геннадием Михайловичем, он похищает флэшку (ту самую, дорогую и важную), а заодно и сисадмина своей компании и отправляется в деревню за 500 км от Москвы - прятаться, а попутно наслаждаться чистым воздухом, кататься на байдарках и вести долгие разговоры с другом-следователем (Андрей Ташков), отошедшим от дел. Но, как оказалось, прячется Андрей не сказать, чтобы очень удачно. И возмездие циничной фурии Виктории его все-таки настигает.
Сюжет, любовно прописанный Алексеем Тиммом и снятый Георгием Шенгелия, оставляет послевкусие чего-то не слишком продуманного и законченного. Во всяком случае, после завершения картины возникает закономерный вопрос: так Вика все спланировала заранее?! Ну, не верится в это, с какого края не подойди. И хотя дама она вроде бы и умная, и в меру циничная, сидишь чешешь затылок - глупость, да не могла она!
"Флэш.ка" тем не менее получилась той самой "картиной сегодняшнего дня", которая вполне может претендовать на объективное отражение реальности. Финансистки-стервы, прокладывающие себе путь наверх по большей части через будуары, уставшие от бешенного ритма жизни менеджеры, мечтающие о том, чего уж точно не найдешь в большом, бетонном городе Москве, банковские служащие, которым некогда просто остановиться и оглядеться вокруг... Все это очень достоверно показали создатели фильма, только вот не дотянули они до планки, за которой начинается хорошее кино. Оттого и персонажи больше похожи на муляжи, украденные из соседних съемочных павильонов.
Екатерина Гусева не похожа на ту амбициозную стерву, которой должна была бы быть, а вот Шакунов как раз очень похож... на маньяка из "Блюза опадающих листьев" - и глаза такие же красные, и руки почти так же трясутся. Зато неожиданно порадовал Евгений Стычкин - уж больно разительной оказалась перемена в его персонаже. Еще минуту назад он белый и пушистый, а тут на тебе - предатель и негодяй! К тому же актер заставил забыть о прежних комедийных ролях и всецело поверить в своего персонажа.
Однако "Флэш.ка" - явно не тот фильм, который будут смотреть потомки лет через ...дцать, чтобы узнать: какая же была жизнь наших мам и пап. Не думаю даже, что его будут смотреть и через пару лет. Премьера отшумела, злые языки свое отговорили, да и добрые тоже вполне высказались. А большего на долю современной картины и не положено. К сожалению? Да нет, чего уж там. О тенденциях не сожалеют. Их просто принимают.
Влада Гриневски
© nashfilm.ru
Чисто конкретно
В то время как тема бабок и бандюков в нашем кино вроде бы сходит на нет, Георгий Шенгелия, один из главных режиссеров нового русского кино 1990-х годов, продолжает снимать про жизнь "по понятиям". Правда, ставя их в контекст новой офисно-менеджерской, вроде бы респектабельной и благополучной реальности.
Основной месседж картины со странным названием "Флэш.ка" (2006) (точка в названии, видимо, несет какой-то скрытый, но так и непостигнутый смысл) до гениального прост: со времен криминальных войн эпохи первоначального накопления капитала ничего не изменилось — как были бандюки, готовые за бабки, а тем более большие (суммы фигурируют астрономические) "закошмарить" любого, так они и остались. Правда, теперь их называют сотрудниками службы безопасности и секьюрити. Как были кидалы, пусть и благородные, так они и продолжают кидать, принарядившись в костюмы и "галстуки в тон" и усевшись до поры до времени в офисное кресло. А тонны баксов теперь можно возить не грузовиками, а носить на шее во флэш-карте: записал информацию о том, куда вложены деньги компании, и потом с помощью портативного компьютера перевел виртуальные вложения в реальную наличку. Что, собственно, и решили сделать герои "Флэш.ки" — два менеджера среднего звена. Один, в исполнении Ильи Шакунова, — для того чтобы досадить стерве-жене и одновременно начальнице (Екатерина Гусева), изменяющей мужу с боссами корпорации, и положить конец постылой респектабельной жизни в роскошном, но стерильном до безобразия пентхаусе. Другой (Евгений Стычкин) — за компанию.
Бегут кидалы поневоле в Кострому, где герой Шакунова втайне от всех построил себе домик. Здесь лес, воздух, роскошные панорамы. Оператор картины дает совершенно умопомрачительные планы костромских красот. Но самое главное, в глубинке живут простые, чистые, добрые, не испорченные столичной цивилизацией люди. В этом смысле становятся очевидны параллели с "Бумером" (2003). Клерки, задушенные деловой атмосферой офиса, буквально преображаются, приобщаясь к истинным ценностям в провинции, прямо как бумеровские отморозки. Опять-таки духоподъемную концепцию Шенгелия умудряется изложить в виде вполне себе динамичного и местами интересного триллера. Но общую картину портит ощущение некоторой приторности. Путь к просветлению и благородству лежит через речечки, лесочки, баньки с водочкой, парным молочком, пирожками и, естественно, обшарпанную, но очень живописную церквушку. Рассуждения бывших менеджеров о свободе и правде ограничиваются какими-то даже не запоминающимися банальностями и многозначительными вздохами. Примерно так же неискренне в картине "Старый Новый год" (1980) охал богатый и уважаемый баянист в исполнении Петра Щербакова, не вылезающий из-за границы и снабжающий жену импортными шмотками: "Эх-хе-хе. Брошу все, отпущу бороду, срублю посох и пойду босиком по земле русской". Право, за аферами героев и перестрелками бандитов наблюдать куда как интереснее.
Стас Лобастов
© itogi.ru
Сегодня в московском кинотеатре "Пушкинский" состоится премьера финансово-инвестиционного триллера "Флэш.ка", снятого Георгием Шенгелией по сценарию Алексея Тимма. Ни режиссер, ни сценарист не унизились до ковыряния в подробностях банковских махинаций, отчего картина произвела на ЛИДИЮ Ъ-МАСЛОВУ впечатление трогательной наивности.
Есть некая высшая мудрость и мужество в том, чтобы, основывая сюжет на авантюре банковского клерка, то ли заранее спланировавшего кинуть опостылевшую контору, то ли импульсивно поддавшегося соблазну, почти не вникать в подробности аферы. Наверное, это и правильно, если рассматривать фильм господ Шенгелии и Тимма как историю не пропавших денег, а утраченной чистоты и романтизма. Это, однако, выясняется далеко не сразу -- сначала вроде бы все предвещает, что нам предстоит довольно динамичное и брутальное зрелище сродни боевику Егора Кончаловского "Побег". Особенно назойливо на это намекает интерьер квартиры, где изнуренный общей неправильностью своего существования герой (Шакунов), промаявшись ночь без сна в противоположном от жены (Екатерина Гусева) углу кровати, дожидается полпятого утра, чтобы осторожно прошлепать во вьетнамках на угол к телефонной будке.
Абсолютно лишенное всякой индивидуальности жилище супружеской пары финансистов настолько напоминает гламурную фатеру гениального хирурга из "Побега", что в течение первых же секунд догадываешься: персонаж Шакунова в этой хай-тековской клетке не жилец. Ему даже не обязательно демонстративно собачиться с женой, доказывая, что он не может спать "в этом аквариуме". Другим симптомом его тонкой душевной организации оказывается непроизвольное слезоотделение, которое случается всякий раз в хранилище, где деньги лежат -- не то они действительно "дают фон" в чрезмерном количестве, как поясняет бывалый охранник, не то у героя какая-то аллергия на наличность. К счастью, у него есть отдушина, первое указание на которую застает зрителя врасплох: когда выбравшийся для конспиративного звонка на улицу герой набирает секретный номер, после резкой монтажной склейки вдруг начинается длинная, захватывающая дух панорама бескрайних зеленых лугов и лесов. Первые секунды даже думаешь, что это уже пошла реклама каких-нибудь кисломолочных продуктов, тем более что для пущего контраста природа во "Флэш.ке" снята, кажется, на пленке "Кодак", дающей кислотные цвета типа "вырви глаз", а банковская жизнь -- на "Фуджи", в синеватых патолого-анатомических тонах. Это в общем-то главный художественный прием в фильме, очень быстро сворачивающем финансовые дрязги, неинтересные погони, однообразные разборки и погружающемся в неспешное философствование на лоне природы.
Это лоно, расположенное в Костромской области в 500 километрах от Москвы, давно обжил друг героя -- уволенный из прокуратуры следователь (Андрей Ташков), у которого даже собаку зовут Конфуций. На свежем воздухе и экологически чистых продуктах бывший сотрудник органов правопорядка опростился и отстал от технического прогресса до такой степени, что даже MP3 звучит для него каббалистической абракадаброй, и уж тем более не постичь ему своим просветленным умом, как в болтающейся на шнурке серебристой капсуле умещаются $320 млн, упрятанные в офшоры на Кайманах. По лицу героя Шакунова тоже не очень заметно, что он сам это до конца понимает, как и свои дальнейшие планы насчет драгоценной флэшки, свистнутой им из офиса -- в этом он скорее полагается на прихваченного при побеге сисадмина (Евгений Стычкин), с которым у них завязывается нешуточная дружба на почве совместного катания на байдарках.
Однако наиболее разительное перерождение переживает в Костромской области жена беглеца -- циничная стервь в шелковом халате, сделавшая карьеру себе и мужу, как дают понять авторы фильма, преимущественно в ходе "почти деловых встреч" с папиками из топ-менеджмента. Поджидая пустившегося в бега благоверного в той самой избушке, которую они снимали в молодости, когда сплавлялись на байдарках по реке Унже, банковская куртизанка повязывает косынку, берет корзину, и нарвав белых грибов, садится чистить их на берегу, напевая "Милая моя, солнышко лесное...". И хотя "Флэш.ка" представляет собой тот редкий случай, когда зло в финале номинально побеждает, все равно осадок, как говорится, остается: продувные менеджеры могут сколько угодно дразнить незадачливого кидалу "байдарочником"-простофилей -- последнее слово остается за следователем-конфуцианцем, выносящим другу оправдательный вердикт: "А глаза-то у тебя светлые".